Археология фольклора: мифологические мотивы на карте мира

Юрий Евгеньевич Березкин

Европейский Университет в Санкт-Петербурге

Исследование мирового фольклора позволяет увидеть распространение отдельных фольклорных мотивов в разных традициях и сделать выводы о таких культурных контактах и миграциях, о которых у нас мало иных свидетельств.

Программа

1. Введение
1.1 Как устроен этот курс
1.2 Зачем изучать фольклор?
1.3 Функциональность и традиция
1.4 Массовые данные о культуре
1.5 Повторяющиеся элементы фольклора
1.6 Относительная древность текстов
1.7 Подходы к изучению фольклора
1.8 Картографирование распространения
1.9 Материалы для чтения

2. Элементы традиции
2.1 «Мотив» как единица: сюжет или элемент?
2.2 Система «элементов» Франца Боаса
2.3 Сюжеты и мотивы в свете задач фольклористики и археологии
2.4 Количественная мера сходства традиций
2.5 Почему мифы разных народов похожи друг на друга?

3. Трикстер
3.1 Что такое трикстер?
3.2 Трикстеры зооморфные и антропоморфные
3.3 Пол Радин о трикстере
3.4 Границы образов трикстера. Лиса и заяц
3.5 Границы образов трикстера. Трикстер в Африке
3.6 Границы образов трикстера. Исключения и интерпретация
3.7 Трикстер в Америке: койот
3.8 Ворон как трикстер
3.9 Ворон как трикстер: интерпретация распространения мотива
3.10 Трикстер на схеме с двумя оппозициями
3.11 Трикстер и трикстерский эпизод. Вопрос об архаике
3.12 Сюжет спора о старшинстве. Архаичность фольклорного элемента

4. Ныряльщик за землей
4.1 Фольклор и мифология
4.2 Космогонические и антропогонические мифы
4.3 Миф о ныряльщике среди космогонических мифов
4.4 Бог и его противник в мифе о ныряльщике
4.5 Владимир Напольских о путях распространения мифа о ныряльщике
4.6 Первоначальное распространение и индийский миф о ныряльщике
4.7 О связи сибирских и южноазиатских версий мифа о ныряльщике
4.8 Как соотносятся североамериканские и сибирские версии мифа
4.9 Дуалистические космогонии
4.10 Пути и время распространения мифа из Сибири в Америку

5. Ныряльщик и антропогонические мифы
5.1 Лошадь топчет первого человека
5.2 Южные версии сюжета: лошадь и собака
5.3 Сторож первочеловека и его антагонист от Армении до Таймыра
5.4 Лошадь и черт
5.5 Ныряльщик и миф о сотворении человека

6. База данных и как ей пользоваться
6.1 Традиции и мотивы в базе данных
6.2 Группы мотивов
6.3 Сравнение распространения мотивов. Мифы о пятнах на луне
6.4 Мотивы и резюме текстов
6.5 Поиск в базе данных. Тексты и карта

7. Мифы и гены
7.1 Элементарные понятия популяционной генетики
7.2 Мифы и гены
7.3 Заселение Америки
7.4 Популяционная генетика, археология и лингвистика
7.5 Исследования специалистов по геному человека

8. Ответы на вопросы
8.1 Вопросы и ответы

Ключевые слова

История
Искусство
Фольклор
Традиции
Культура
География


Характеристики курса

Направление в конкурсе
Гуманитарные науки
Вид образования
Внеформальное
Язык обучения
Русский
Дисциплина
История и археология, Гуманитарные науки (кроме языков), Искусство и гуманитарные науки
Авторы курса
Юрий Евгеньевич Березкин
Реквизиты авторов
Доктор исторических наук, заведующий отделом Америки МАЭ РАН, профессор факультета антропологии ЕУСПб. В научные интересы входят: древние миграции и культурные связи, заселение Америки, сравнительная мифология, ранние сложные общества.
Организация
Европейский Университет в Санкт-Петербурге
Реквизиты организации
Европейский университет в Санкт-Петербурге (сокращенно - ЕУСПб) был учрежден в 1994 году при активной поддержке мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака и начал свою работу как обучающая аспирантура по социальным и гуманитарным наукам (антропология, история, история искусств, политические науки, социология, экономика) в 1996 году. Благодаря высокому профессионализму и уникальному научному потенциалу Европейский университет приобрел репутацию одного из самых динамичных и современных образовательных учреждений страны. Европейский университет в Санкт-Петербурге – это негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Подробнее: http://eu.spb.ru/university/about
Входные требования по уровню знаний
Целевая аудитория курса: студенты средних и старших курсов, а также аспиранты, интересующиеся антропологией, изучением фольклора и мифологии. Все, кто с увлечением читал мифы и сказки народов мира и готов посмотреть на их содержание глазами исследователя.
Входной тест
Формирование групп по уровню подготовленности
Присутствие преподавателей
Присутствие тьюторов
Присутствие фасилитаторов
Форма представления учебных материалов
тексты, мультимедиа, видеолекции, презентации, онлайн общение с преподавателем, кейс
Наличие обратной связи в материалах
Наличие совместного обучения
Наличие практических занятий
лабораторные
Наличие форумов, дискуссий
Наличие вебинаров, видеоконференций
Наличие неформального общения, meetup
Интеграция с LMS
Учебная аналитика
Наличие сертификации
Виды сертификации
Сертификат ЕУ и платформы Stepic
Наличие временных границ
Продолжительность
2 (месяцы)
Тип занятий (синхронность)
асинхронные
Возможность формирования собственной траектории, индивидуализации на курсе
Поддержка лиц с ограниченными возможностями
Сайт курса

Комментарии